Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google
Партнерская программа

Алибек, 37 - 10 мая 2009 15:53

цитаты взято от Яна
[B][FONT=Optima][COLOR=red][SIZE=+1]ДЕНЬ ПОБЕДЫ!
Это было недавно, это было давно...

[COLOR=blue][SIZE=-1]Даже представить трудно, как давно это было – яркая, буйная весна, охапки цветов в руках у счастливых солдат, девушки в белых платьицах, плачут и обнимаются друг с другом тысячи, миллионы людей, все танцуют прямо на улицах, и маршал Жуков принимает парад победы на Красной площади в Москве 23 июня 1945 года...

Мы всегда отмечаем этот священный праздник, этот великий день. День нашей победы. Наши старики встают со своих любимых скамеечек во дворе, надевают все свои ордена и медали и идут на Невский и на Дворцовую. Если у них еще есть силы и здоровье...

У меня всякий раз в это день сердце сжимается, когда я вижу ветеранов Великой Отечественной войны – с каким трудом большинство из них передвигается, и, господи, как же мало их осталось в живых!.. И с каждым годом все меньше и меньше... Меньше и меньше... И вот уже один, вместо целого полка, стоит на традиционном месте встречи, и вглядывается в лица прохожих, и ждет. Где же вы теперь, друзья-однополчане?..

У моего ребенка в школе был концерт для ветеранов. Для бабушек и дедушек, или даже - прабабушек и прадедушек. Вроде бы такой же концерт, какой устраивали и мы сами и двадцать, и тридцать лет назад, когда сами были школьниками. И танцевали, и пели военные песни. Это было необычайно торжественно, красиво, все были нарядные, праздничные, и зал был полон ветеранов, и количество их наград внушало безграничное уважение.

Сегодня я сидела в зале в качестве родителя, а школьники на сцене пели песни военных лет, которые я знаю наизусть. Я подпевала про «Вечер на рейде», про «Землянку», я чуть не заплакала во время исполнения «Журавлей», а сидевшие рядом со мной старики, опираясь на палочки, утирали слезы почти весь концерт, и тоже шевелили губами: «Бери шинель, пошли домой...» «И мы никогда не забудем с тобой, как наши ровесники приняли бой...»

Только было на весь зал всего 16 человек в орденах и с палочками в руках. Остальными зрителями были сами школьники и несколько учителей. Посреди концерта, когда объявили выступление хора, большая часть зала встала и вышла на сцену, а после исполнения нескольких песен хор ушел, а зал так и остался почти пустым. Кроме приглашенных родителей, бабушек и дедушек, в зале было только несколько «групп поддержки», которые визжали, свистели и кричали, как на рок-концерте, после выступления своих одноклассников. Дети в зале гудели, переговаривались, вставали, ходили, обсуждали друг друга, шумели и употребляли свои обычные «прикольно», «классно», «не парься» и «отвали». Ветераны смотрели на них удивленно, смущенно и немного снисходительно – мол, дети малые, неразумные балуются.

Концерт БЫЛ - но ощущения великого праздника не было. На сцену выходили подростки, одетые в модные клеши, блестящие джинсы и маечки в обтяжку. Они читали стихи о войне и пели военные песни – но ничего не чувствовали. Это было как скучноватое домашнее задание. Единственная песня, спетая от души и с задором, была «Песня солдата» группы «Любэ», которую десятиклассники исполняли под фонограмму вместе с Расторгуевым. На сцене и в зале отбивали такт ногой, пели громко, четко и с удовольствием, а в конце была устроена овация. По лицам ветеранов угадывалось, что эта песня им не вполне знакома, и они не поняли, зачем ее исполняют, и просто вежливо ждали, когда ее допоют. А потом девочка, певшая про синий платочек, хихикала и кокетничала со звукооператором. Мне кажется, ни ей, ни остальным участникам этого школьного концерта не рассказывали про войну. Или им некогда было слушать. Или они не видели в этом никакого смысла...

Берегите своих стариков! Пока они живы, расспрашивайте их об этой войне. Я ужасно жалею, что в свое время не записала рассказы обоих своих дедушек – танкиста и пограничника. Того, что они рассказывали, и как они это делали, не найти ни в одной книжке, не увидеть в кино. Это была жизнь – и смерть – во время войны, безо всякого художественного вымысла.

Я помню, как 9 мая мой дедушка всегда брал меня с собой на традиционный автопробег по Дороге Жизни – сначала на стареньком своем «москвичонке», который ему полагался как офицеру погранвойск, потом на «жигуленке», который он получил как очередник-ветеран ВОВ. В этом автопробеге участвовали только автолюбители-участники войны, и все везли с собой внуков, а вечером был салют, а дома ждали бабушки с пирогами, и песня «День Победы» лилась целый день отовсюду – ее исполняли по радио и по телевидению, ее играли духовые оркестры на улицах, ее пели все, и поздравляли друг друга, и дарили цветы незнакомым людям в военной форме и с сединою на висках.

Сегодня - не так. Мы как будто стали забывать этот праздник. Перестали ощущать его ценность и значимость. Да, показывают любимые фильмы. Да, вечером гремит салют. Только все больше пивных бутылок к вечеру валяется под ногами, и все меньше ветеранов выходит на улицы.

Я не видела этой войны. Я только знала людей, прошедших через нее. Я помню их рассказы. Я вижу их глаза. Мой дедушка-танкист, бравший Берлин, несколько лет назад умер у меня на руках. Сердце моей бабушки, военного хирурга, пережившей блокаду Ленинграда, остановилось гораздо раньше. Пройдет совсем немного времени, и никто не заметит, как не останется никого, кто был на войне. Праздник станет ничьим. Очень больно.

20 мая 2002 г.
из инета[/SIZE][/COLOR][/SIZE][/COLOR][/FONT][/B]
Добавить комментарий Комментарии: 0


..
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.